Информация

Подробнее...

Притчи о дружбе (сказки)

Информация

Подробнее...

Формы примирения русского народа

Информация

Подробнее...

Тема примирения в фольклоре и литературе

КОНЦЕПЦИЯ и РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации служб примирения в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области

СОДЕРЖАНИЕ

1.Актуальность создания и поддержки служб примирения в органах  и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  в НКО.    

2.Правовая основа деятельности служб  примирения.  

3.Восстановительный подход и программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.

4. Основные принципы восстановительных программ.

5.Деятельность служб примирения.

6. Территориальные службы примирения .

7. Службы примирения в системе образования (школьные службы примирения).

8.Особенности служб, проводящих медиацию по уголовным делам, находящимся в судебном производстве.

9. Особенности восстановительной медиации по уголовным делам

10. Особенности медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

11. Мониторинг и анализ деятельности служб примирения.

12. Приложения.

1. Актуальность создания и поддержки служб примирения в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и в НКО.

Медиация и другие программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (круги сообщества и семейные конференции) в настоящее время становятся важнейшим методом разрешения конфликтов и споров, альтернативным по отношению к привычному административно-карательному способу, где участники конфликта отчуждены от принятия конечного решения. В восстановительных программах стороны конфликта являются активными участниками в решении вопроса по существу спора, а нейтральный посредник является помощником и организатором диалога между сторонами, направленного на достижение взаимопонимания и взаимоприемлемых результатов. Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, и поэтому ему легче наладить с ними контакт. Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем. В целях тщательной подготовки сторон он предварительно встречается с каждым из участников отдельно.

На сегодняшний день в России действуют территориальные (муниципальные) службы примирения на базе органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений и школьные службы примирения.

Территориальные (муниципальные) службы примирения работают со случаями, переданными из образовательных учреждений, ОПДН, КДНиЗП, органов опеки и попечительства, судов и др. По данным мониторинга Всероссийской ассоциации восстановительной медиации на 2012 год в России работали 77 территориальных служб примирения. В 2012 году им было передано 1690 случаев конфликтных и криминальных ситуаций, по которым они провели 1026 программ восстановительного правосудия, в которых приняли участие больше пяти тысяч человек.

Существуют разные модели медиации в сфере образования и разные организационные формы ее обустройства. В стране накоплен пятнадцатилетний опыт деятельности служб примирения в сфере образования. В России медиация в школах с 2001 года развивается в форме Школьных служб примирения. В 2009 году в России было 554 школьные службы примирения, в 2010 - 590 школьных служб примирения, в 2011 - 615 служб.

По данным мониторинга Всероссийской ассоциации восстановительной медиации на 2012 год в России действуют 748 школьных служб примирения в 15 регионах. В них работают 1139 взрослых медиаторов и 3094 медиатора- сверстника. Только за 2012 год им было передано 4212 конфликтных случаев (из них 25 случаев передано из ОПДН и 80 случаев передано из КДНиЗП). Успешно разрешена 3841 конфликтная ситуация, что составляет 91,1% от числа переданных в школьную службу примирения конфликтов. За 2012 год в программах восстановительной медиации приняли участие 12638 человек (11423 школьников и 1215 взрослых).

Распоряжением главы администрации Липецкой области № 500-р от 26 октября 2012 года утверждена Стратегия действий в интересах детей Липецкой области на 2012-2017 годы. Стратегия предусматривает комплекс мер, направленных на снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей, в том числе:

-           на организацию школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в общеобразовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей, улучшение отношений в образовательных учреждениях;

-           на развитие службы внесудебного разрешения конфликтов: службы медиации, разрешения внутришкольных конфликтов, муниципальных служб примирения.

На начало 2014 года в Липецкой области действуют 6 школьных служб примирения, из них 3 службы в школах г. Липецка и 3 службы в школах г. Ельца. Огромную помощь в развитии служб оказывают сотрудники судебной системы области: выступают с инициативой создания данных служб; встречаются с педагогами, родителями, детьми, помогают в подборе и обучении кадров; помогают с разработкой Положения о школьной службе примирения, с созданием эмблем, оказывают иную помощь.

В данных Рекомендациях рассматривается две формы организации проведения медиации в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

а)         в рамках образовательных организаций и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, службы примирения (в том числе школьные службы примирения) проводят программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций с участием несовершеннолетних, родителей (законных представителей), педагогов и других специалистов;

б)        на территории (на базе иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и НКО) службы примирения проводят программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций в случаях семейных конфликтов, совершения несовершеннолетними правонарушений, общественно опасных деяний, преступлений, безнадзорности несовершеннолетних и риска социального сиротства.

2.Правовая основа деятельности служб примирения

Правовой основой создания и деятельности служб примирения является:

·    Указ Президента РФ №761 от 01 июня 2012 года «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», которая определила ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительному правосудию и службам примирения;

·    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р (действующая редакция от 08.08.2009 №1121-р), в которой одним из приоритетных направлений развития социальных институтов и социальной политики государства определяется «формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия,... реализация технологий восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур»;

·    Распоряжение 500-Р главы Администрации Липецкой области от 26.10.2012 г.

3.Восстановительный подход и программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.

Концепция восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (и шире - восстановительного подхода) разрабатывается сегодня в мире как система теоретических представлений и набор способов, процедур и приемов работы, используемых в ситуации преступления, всплеска насилия, конфликта, в обстоятельствах эскалации враждебности, отчуждения и напряженности в отношениях между людьми. Использование восстановительного подхода необходимо тогда, когда межчеловеческие отношения насыщаются ненавистью и мстительностью, что обрывает возможность протекания нормальной человеческой жизни. Восстановительное разрешение конфликтов и криминальных ситуаций помогает людям самим исправить зло, причиненное конфликтами и преступлениями на основе общечеловеческих ценностей. Восстановительный подход в разрешении конфликтов и криминальных ситуаций с помощью медиаторов помогает реализовать важные для общества ценности: исцеление жертв преступлений, заглаживание вреда силами обидчиков, участие в этом процессе ближайшего социального окружения.

Восстановительные программы - это процесс, в котором ведущий восстановительных программ (медиатор) создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них и общества вариантах разрешения конфликтных или криминальных ситуаций. В ходе восстановительных программ важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации.

4.Основные принципы восстановительных программ:

Добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в восстановительных программ как до ее начала, так и в ходе самой восстановительных программ.

Информированность сторон. Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути восстановительных программ , ее процессе и возможных последствиях.

Нейтральность медиатора. Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.

Конфиденциальность процесса. Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба примирения обеспечивает конфиденциальность восстановительных программ и защиту от разглашения касающихся процесса документов.

Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена.

Медиатор передает информацию о результатах восстановительных программ в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.

Ответственность сторон и медиатора. Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат восстановительных программ несут стороны конфликта, участвующие в восстановительных программах. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.

Заглаживание вреда обидчиком. В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.

На сегодня наиболее разработанными являются следующие типы программ.

Восстановительная медиация. Основой восстановительной медиации является организация диалога между сторонами, который дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга.

Диалог способствует изменению отношений: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям. Медиатор помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания.

Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации.

Не менее важным результатом медиации может быть соглашение или примирительный договор, передаваемый в орган, направивший случай на медиацию. Примирительный договор (соглашение) может учитываться данным органом при принятии решения о дальнейших действиях в отношении участников ситуации.

Восстановительная медиация ориентирована на процесс коммуникации, она направлена, в первую очередь, на налаживание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности решить ситуацию.

Достижение соглашения становится естественным результатом такого процесса.

Круги сообществ - многовековой способ разрешения конфликтов, который существует в различных формах в культуре многих народов. В России также сохранились такие формы культуры, в которых семья и участники конфликтной или криминальной ситуации, обращаясь к традициям примирения в кризисные моменты своей жизни, сообща решают, как изменить ситуацию в интересах каждого, чтобы это способствовало реализации нравственных ценностей. Важнейшей особенностью кругов является привлечение к обсуждению проблемы всех заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение. Процесс круга позволяет включать в работу с конфликтами и криминальными ситуациями значительное число участников.

Семейные конференции базируются на традициях многих народов мира. Семейные конференции организуются по поводу обеспечения заботы и защиты ребенка или по поводу совершенного им правонарушения, общественно опасного деяния или преступления. Важнейшим результатом семейной конференции является активизация потенциала расширенной семьи и ближайшего социального окружения для выработки самостоятельного решения по поводу восстановления заботы и попечения о ребенке в семье. Кроме представителей ближайшего социального окружения, в них могут участвовать представители комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, социальные работники, адвокаты, представители полиции, общественных организаций и др. Решения принимаются в результате обсуждений и при достижении консенсуса.

Восстановительные программы могут применяться в связке с правосудием, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, НКО и иными организациями Липецкой области.

5.Деятельность служб примирения

Деятельность служб примирения может получить официальный статус в рамках структур, в которых она создается. Медиаторы, кураторы, координаторы или руководители служб примирения должны пройти специальную подготовку по восстановительной медиации.

Служба примирения использует разные программы: «Восстановительная медиация», «Круги сообщества», «Школьная конференция», «Семейная конференция», а также может разрабатывать свои оригинальные программы, основанные на принципах восстановительной медиации.

Служба примирения ведет мониторинг и собирает статистику по поступившим запросам и проведенным программам по форме, согласованной с сообществом медиаторов Липецкой области.

Службы примирения должна обладать самостоятельностью при исполнении своих функций.

6.Территориальные службы примирения

Деятельность служб примирения и медиаторов может быть организована на базе организаций и учреждений системы образования, социальной защиты, культуры, молодежной политики и спорта и иных учреждений и организаций, осуществляющих социальную помощь по территориальному (муниципальному) принципу. В территориальные (муниципальные) службы информация о случаях может поступать из КДНиЗП, административных органов, учреждений социальной защиты, правоохранительных органов, судов, образовательных организаций, органов опеки и попечительства, от граждан.

Территориальная служба примирения должна разработать Положение, утвержденное администрацией организации или учреждения. Также возможно внесение дополнений о службе примирения в устав организации или учреждения, должностные инструкции реализующих восстановительные программы специалистов и другие документы.

Руководитель территориальной (муниципальной) службы примирения имеет подготовку в качестве медиатора, осуществляет общее руководство службой, планирует развитие и продвижение службы, организует порядок и контроль реализации программ, ведет мониторинг и анализ реализации программ в организации или учреждении, выстраивает взаимодействие с заинтересованными учреждениями и ведомствами. Служба может осуществлять мониторинг реализации программ медиации на территории муниципального образования.

В территориальной (муниципальной) службе примирения медиаторами могут быть:

а)         сотрудники учреждений (организаций);

б)         студенты, сотрудники общественных организаций и т.д. по согласованию с администрацией организации (учреждения). При территориальной (муниципальной) службе примирения могут быть созданы волонтерские объединения по типу школьных служб примирения.

Специалисты территориальной службы примирения могут вести работу в следующих направлениях:

1. Проводить восстановительную медиацию по конфликтным и криминальным ситуациям по информации, направленной из КДНиЗП, административных органов, учреждений социальной защиты, правоохранительных органов, суда, образовательных организаций, органов опеки и попечительства, от граждан.

2. Осуществлять методическое сопровождение деятельности служб примирения на территории.

3. Осуществлять подготовку медиаторов и кураторов служб примирения.

4. Осуществлять мониторинг и анализ деятельности служб примирения на территории.

Методическое сопровождение деятельности служб примирения должны осуществлять специалисты, которые имеют подготовку в качестве ведущего восстановительных программ и опыт их проведения.

Допускается, чтобы стороны конфликта были направлены на предварительную встречу с медиатором (где проясняется ситуация конфликта и рассказывается о восстановительной программе), но сама программа проходит только при согласии сторон и участников. Если участниками программы являются несовершеннолетние, то медиатору необходимо получить разрешение их законных представителей на участие детей в восстановительной программе или пригласить законных представителей на участие в программе.

Результаты проведенной восстановительной программы могут быть учтены в судебном заседании или на заседании КДНиЗП.

7.Службы примирения в системе образования (школьные службы примирения)

В системе образования восстановительные программы могут осуществляться на базе образовательных организаций всех типов, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В службах примирения медиаторами могут быть:

а)         несовершеннолетние;

б)         взрослые (работник образовательной организации, родитель, сотрудник общественной или государственной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией организации.

Возможно совместное ведение восстановительных программ взрослым и ребенком.

В целях организационного обеспечения работы службы примирения возможно введение роли координатора. Координатор службы примирения - представитель администрации образовательной организации, который обеспечивает функционирование деятельности службы примирения.

В его функции входит:

1.  разработка локальных актов, обеспечивающих функционирование деятельности служб примирения;

2. организация направления информации о случаях (конфликтов и криминальных ситуациях) на медиацию;

3. содействие процессу повышения квалификации всех участников службы примирения и участию в деятельности сообщества медиаторов;

4. организация мероприятий, содействующих развитию деятельности службы примирения.

Куратор службы примирения - взрослый, прошедший подготовку в качестве ведущего восстановительных программ и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения. В качестве куратора могут работать специалисты образовательной организации и организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также специалисты некоммерческих организаций, представители родительской общественности и иные граждане на основании специальных соглашений.

Куратор должен иметь доступ к информации о конфликтах, происходящих в образовательной организации и организации для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Задача куратора - организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах и криминальных ситуациях.

Участниками программ примирения могут быть дети, педагоги, администрация, родители. При разрешении конфликтов между взрослыми обязательно участие взрослого медиатора.

Куратор должен получить согласие от законных представителей медиаторов-несовершеннолетних на их участие в работе службы примирения.

Если в результате конфликта стороне нанесён материальный ущерб, то участие медиатора-взрослого в восстановительной программе в качестве соведущего обязательно. Куратору рекомендуется пригласить на встречу законных представителей, либо получить их разрешение на участие детей в программе восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.

Специалистам, работающим в школьной службе примирения, рекомендуется взаимодействие с территориальными службами примирения.

8.Особенности служб, проводящих медиацию по уголовным делам, находящимся в судебном производстве.

Работа службы медиации по уголовным делам, находящимся в судебном производстве, осуществляется на основании документов, легитимирующих ее взаимодействие с судом (это могут быть законы, программы взаимодействия с судом и др.) и не противоречащих российскому законодательству. В них указываются правовые и организационные основы взаимодействия служб примирения с судами, в частности:

-механизм передачи на восстановительную медиацию информации о криминальных ситуациях;

- юридические последствия восстановительной медиации;

- категории случаев, передаваемых на восстановительную медиацию.

В силу того, что в российском уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве отсутствует институт медиации, ее юридические последствия тождественны юридическим последствиям «примирения», «заглаживания вреда», «исправления осужденного» (понятия, имеющиеся в отечественном законодательстве).

Необходимо проведение систематических встреч сотрудников служб, проводящих восстановительную медиацию, с судьями, а также другими структурами и специалистами, связанными с восстановительной медиацией, для уточнения механизмов взаимодействия, информационно-правовой базы и обсуждения новых возможностей проведения медиации на различных стадиях уголовного судопроизводства.

9.Особенности восстановительной медиации по уголовным делам

Особенность восстановительной медиации (далее - медиация) по уголовным делам состоит в том, что центральным ее пунктом является вопрос о заглаживании вреда, причиненного преступлением. Заглаживание вреда не ограничивается возмещением материального ущерба, а включает более широкий спектр восстановительных действий.

Медиация обеспечивает субъективное право сторон на примирение и возможна на всех этапах судопроизводства по всем делам, за исключением дел по особо тяжким преступлениям и дел против половой неприкосновенности, а также на этапе исполнения наказания. В зависимости от категории преступления и момента проведения медиации, в результате которой достигнуто соглашение о примирении и заглаживании вреда, возможно наступление различных юридических последствий.

Отправной точкой для проведения медиации должно служить признание обвиняемым основных фактических обстоятельств дела, а не только признание вины в юридическом смысле. Участие в медиации не может использоваться при дальнейшем разбирательстве в качестве доказательства признания вины.

Медиатор создает условия для обсуждения сторонами вопроса о заглаживании вреда, разработки механизмов и процедур заглаживания вреда, сроков и условий выполнения договоренностей по заглаживанию вреда. Медиатор должен отказаться от проведения встречи сторон в случае, если он сомневается в возможности обеспечения безопасности участников.

Медиация проводится беспристрастно. Это означает, что медиатор не принимает чью-либо позицию, но стремится помочь сторонам активно участвовать в процессе медиации, чтобы они извлекли из нее пользу для себя.

В нейтральности медиатора по уголовным делам есть особенности. Первая состоит в том, что, оставаясь беспристрастным к сторонам, медиатор не безразличен к факту правонарушения. Это означает, что стороны для него «не равны» в том смысле, что обязанности по заглаживанию вреда возлагаются на правонарушителя. С другой стороны, требования пострадавших к правонарушителю должны быть ограничены в случае их несоразмерности тяжести совершенного деяния.

Процедура медиации должна сопровождаться соблюдением правовых гарантий. Медиация носит исключительно добровольный характер как для потерпевшего, так и для обвиняемого.

Прежде чем дать согласие на медиацию, стороны должны быть проинформированы о своих правах, о сущности процесса медиации и о возможных юридических последствиях принятого решения. Медиатор не дает гарантии по поводу того или иного юридического исхода дела. Разрешение уголовно-правового конфликта является полномочием официальных органов, медиация в уголовном процессе обеспечивает участие сторон в решении проблем, возникших в связи с преступлением, и вопросов о заглаживании вреда, но окончательное решение по делу принимает суд (только в делах частного обвинения суд обязан прекратить дело в случае примирения сторон).

При подготовке к медиации важно выявить и пригласить к участию не только официально признанного потерпевшего, но и других лиц, фактически пострадавших в результате преступления.

В силу ограниченности сроков судебного разбирательства и в отсутствие специальной законодательной нормы о приостановлении производства по делу до окончания медиации, передача случая из суда на медиацию должна осуществляться как можно раньше (до назначения дела к слушанию) в целях обеспечения наилучших условий для проведения всех необходимых этапов медиации до начала судебного разбирательства.

Если к моменту начала судебного разбирательства медиация не завершена, в суд передается информация о той стадии, на которой находится процесс.

В случае достижения соглашения между сторонами, по результатам медиации заключается примирительный договор (договор о заглаживании вреда). В ходе судебного заседания стороны ходатайствуют о его приобщении к материалам дела. Приобщенный к делу примирительный договор (договор о заглаживании вреда) является в соответствии со ст.74-75 УПК РФ доказательством, характеризующим лицо совершившее преступление.

В соответствии с принципом конфиденциальности медиатор может передавать в суд информацию только о результатах медиации. Суду должна быть предоставлена полная информация об организации, проводящей медиацию. Суд вправе исследовать мотивы, послужившие основанием для примирения сторон, для исключения давления на потерпевшего со стороны заинтересованных лиц.

10. Особенности медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Важно рассматривать медиацию с точки зрения лучшего обеспечения интересов ребенка (в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и Европейской конвенцией о правах детей).

Когда медиация встроена в правоприменительную практику в отношении несовершеннолетних, медиатор осуществляет свою деятельность во взаимодействии со специалистами социальных и психологических служб.

Желательно, чтобы медиатор изучил социально-психологические аспекты личности правонарушителя, его социальной ситуации и окружения, предоставленные в отчетах других служб.

Примирительный договор (договор о заглаживании вреда) может предоставляться в суд вместе с отчетом социального работника (картой социального сопровождения специалиста по пробации КДНиЗП) или заключением педагога-психолога. Допускается, что это может быть единый документ.

Медиатор обязан учитывать юридические особенности, связанные с несовершеннолетием участников медиации. В частности, медиатор приглашает к участию или заручается согласием на проведение медиации законного представителя несовершеннолетнего, а также информирует его о сущности, задачах, юридических последствиях медиации.

При принятии решения о передаче дела на медиацию необходимо учитывать обстоятельства, ставящие стороны в особенное (неравное) положение. Это может происходить из-за явного несоответствия возраста, зрелости и интеллектуальных способностей сторон. В этом случае медиатору необходимо создать условия для полноценного участия в медиации данных лиц, либо принять решение о введении ограничений.

В случае медиации криминальных конфликтов с участием несовершеннолетних для процесса медиации приобретает особую значимость вопрос о ресоциализации, воспитательном эффекте и о том, «что нужно сделать, чтобы подобного не повторилось».

Медиатор, помимо наличия общей подготовки по медиации, должен быть информирован в юридических вопросах в отношении той категории случаев, с которой он работает.

11. Обеспечение соблюдения принципов медиации и качества работы служб примирения.

При утверждении документов, регламентирующих деятельность служб примирения, важно учитывать следующие принципы:

•конфиденциальность: неразглашение сведений, полученных в процессе проведения восстановительных программ, за исключением случаев угрозы жизни и здоровью несовершеннолетних, а также готовящегося преступления; доступ к описанию случаев и отчетам по проведенным восстановительным программам осуществляется только подготовленным медиатором данной организации. Разрешается предоставление информации по проведенным программам членам сообщества медиаторов в целях анализа и мониторинга. В учебных целях допускается обсуждение работы медиатора в профессиональном сообществе без указания фамилии участников для защиты от идентификации с конкретными людьми;

•самостоятельность служб примирения: служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации, административное вмешательство в процесс медиации недопустимо, если не создается угроза безопасности для его участников.

Данные принципы закрепляются в Положении о службе примирения и\или других документах и локальных актах органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и НКО Липецкой области.

Обеспечение качества работы медиаторов служб примирения.

В органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и НКО Липецкой области могут быть организованы:

•анализ проведения программ восстановительной медиации с помощью профессионального сообщества (сообщества медиаторов);

•ведение документации по случаю, составление внутреннего отчета (с соблюдением требований конфиденциальности);

•прохождение супервизий на соответствие работы Стандартам восстановительной медиации;

•повышение квалификации.

Квалификация куратора (руководителя) службы примирения и медиаторов:

•куратор и медиаторы должны пройти обучение у тренеров, имеющих собственную практику восстановительной медиации;

•куратор и медиаторы не реже чем раз в год проходят супервизию их работы со случаем в профессиональном сообществе;

•куратор и медиаторы должны иметь возможность участвовать в семинарах, курсах повышения квалификации, конференциях по медиации.

 

Службы примирения создаются на основе добровольности и заинтересованности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и НКО Липецкой области. Не допускается принудительное создание служб примирения.

Рекомендуется согласование управленческих решений в области создания и поддержки служб примирения с сообществом медиаторов, работающих на базе органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и НКО Липецкой области.

Мониторинг и анализ деятельности служб примирения

В целях совершенствования и развития службы примирения проводят ежегодный мониторинг и анализ собственной деятельности в рамках форм предложенных Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации. Данные мониторинга и анализа не должны использоваться для оценки деятельности служб примирения.

 

Приложения

Приложение 1. Типовое положение о школьной службе примирения

« Утверждаю»

Директор ГОУ СОШ №

1.         Общие положения

1.1.      Служба примирения является структурным подразделением образовательного учреждения, которое объединяет учащихся (воспитанников), педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении.

1.2.      Служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы примирения и д

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Поиск

Форма входа

Наш опрос

Считаете вы себя счастливым?

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
АНО "СЛУЖБА МЕДИАЦИИ" г.ЛИПЕЦК