Информация

Подробнее...

Притчи о дружбе (сказки)

Информация

Подробнее...

Формы примирения русского народа

Информация

Подробнее...

Тема примирения в фольклоре и литературе

Автономная некоммерческая организация по альтернативному урегулированию споров и конфликтных ситуаций

«Служба медиации»

Преимущества медиации:

·        Доступность. Медиатор может быть посредником при разрешении любых споров, основываясь не только и не столько на требованиях закона, сколько на интересах и чувствах сторон, нормах морали и нравственности и личного жизненного опыта.

·     Конфиденциальность. Медиация ограничена рамками общения сторон и медиатора, что важно для сторон в случае, если спор затрагивает их коммерческие интересы или личные взаимоотношения, и  разглашение таковых может повлечь убытки или иные неблагоприятные последствия.

·        Эффективность. Стороны сохраняют нормальные личные или деловые отношения, избегают публичной огласки конфликта в судебных инстанциях, разрешают спор, затрагивающий деликатные вопросы.

·        Оперативность. В отличие от судебного процесса медиация не связана длительными бюрократическими процедурами, особенностями документооборота и сложными процессуальными нормами. В медиации стороны настроены на быстрое и взаимовыгодное разрешение конфликта и предпринимают все возможные меры для скорейшего разрешения спора.

·        Экономичность. Деятельность медиатора может осуществляться как на платной, так и на бесплатной основе. Стороны существенно экономят на судебных расходах.

·        Результативность. Медиатор учитывает интересы всех оппонентов и решает вопрос таким образом, чтобы они остались довольны исходом конфликта. Медиатор не ищет правых и виноватых, а направляет стороны по пути нахождения взаимоприемлемого решения. Нацеленность на создание взаимоприемлемого будущего.

·        Управляемость. В процедуре медиации стороны добровольно заключают соглашение, самостоятельно выбирают медиатора и определяют порядок проведения медиации.

 

Итак, из приведенного выше сравнения можно заключить, что медиация – это путь к осмыслению взаимоприемлемого решения. Посредничество представляет собой форму участия в споре в роли беспристрастной третьей стороны, цель которой состоит в решении проблемы к обоюдному удовлетворению сторон, при котором нет ни победителей, ни побежденных, а могут выиграть все стороны, вовлеченные в спор.

Медиация – это процесс.

 Это процесс переговоров с целью разрешения конфликтной ситуации приемлемым для обеих сторон способом. Теория конфликта предполагает три возможных варианта его прекращения:

1) Уничтожение одной из сторон;

2) Подчинение одной из сторон;

3) Достижение договоренности;

При этом в результате первых двух, как правило, появляется неудовлетворенная сторона (если речь не идет о физическом уничтожении, конечно). А ведь к этим способам относятся и судебное и третейское разбирательство. Таким образом, они являются как бы внешним разрешением конфликта. При этом внутренняя конфронтация сторон остается неизменной. Перераспределяются силы, появляется временные победитель и побежденный. С учетом того, что внутренне неудовлетворенными остаются практически 50% участников конфликта, разрешенного таким образом, эти варианты отнюдь не способствует снижению напряженности и появлению ощущения справедливого социального мироустройства.  Проигравшая суд сторона вряд ли станет вашим партнером, а если представится возможность, вероятнее всего, постарается взять реванш.

Медиация относится к третьему способу разрешения конфликта. Это правильно организованные переговоры, в результате которых (в идеале) обе стороны останутся в выигрыше. Обе стороны должны получить нечто, что позволит им выйти из переговоров с чувством удовлетворенности. Удовлетворение только своих интересов при полном игнорировании интересов оппонента, создает, в случае победы, врага.

Начало медиации – осознанное, без принуждения, решение сторон договориться. Принуждение к медиации или наличие у стороны скрытого интереса, отличного от цели достижения договоренности, приводят к невозможности разрешения конфликта таким путем. Поэтому принуждение к медиации тем или иным способом бесполезно. При отсутствии искреннего желания сторон достигнуть договоренности, даже если к таковой стороны придут, сделает медиативное соглашение неисполнимым. Именно поэтому ответственность за то, будет ли достигнуто соглашение, лежит на самих сторонах. И именно поэтому, медиатор, установив в процессе переговоров отсутствие желания сторон прийти к соглашению, наличие скрытого интереса или других обстоятельств, делающих конфликт немедиабельным, вправе, как и любой из участников, выйти из процесса медиации.

Медиация – это технология.

Это организованная медиатором, строго определенная последовательность процесса проведения переговоров сторон. Все предложения вариантов разрешения конфликта, понимание его истоков, прогноз последствий и т.д. исходят исключительно от сторон. Медиатор не вправе высказывать свои предложения или оказывать профессиональные услуги сторонам. В связи с этим возникает вопрос, а зачем вообще нужен медиатор, если стороны обо всем договариваются сами? Ответ достаточно прост – раз пришли к медиатору, значит самостоятельно не договорились.

Дело в том, что в конфликте человек, как правило, находится в так называемом состоянии «частично аффективно-суженного сознания» и потому не способен принимать решения, адекватные сложившейся ситуации. В высшей степени такое состояние признается состоянием аффекта, когда человек сохраняет только эмоционально значимые связи и реакции, полностью отключив рационально-критическую составляющую. И хотя переговоры ведутся не в состоянии полного аффекта, способность адекватной рациональной оценки ситуации у сторон значительно снижена. (Для утрированной  демонстрации развития конфликта наши тренеры показывали нам ролик с ю-тьюба. Согласитесь,  сложно назвать поведение дам разумным, а найденные решения созразмерным затратам :).

Поэтому основная задача медиатора – вывести участников конфликта за пределы этого состояния и сподвигнуть их к поиску взаимоприемлемого решения, которое почти всегда возможно. Этому служат и сама технология медиации и используемые приемы: вентилирование эмоций, расширение сознания, работа в технике «адвокат дьявола» и другие.

Очевидно, что знание технологии, методов и приемов медиации недостаточно для успешной работы в этой области. Медиатор должен обладать рядом серьезных качеств и навыков. Широта мировоззрения, умение находится в агрессивной среде конфликта, умение управлять своими эмоциями, наличие знаний из области психологии, психотерапии, общения и др. Но самое главное, медиатор обязан в любой ситуации исходить из права сторон на собственное мировоззрение и полностью отказаться от попыток навязать свою точку зрения.

И несколько слов о перспективах медиации.

Я, как и многие мои коллеги, не считаем, что медиация как способ разрешения конфликтов в обозримом будущем будет иметь большое распространение. Вместе с тем, действенность и серьезные преимущества медиации, позволяют говорить о ее востребованности.

Во-первых, нацеленность на действительную (а не только формальную) ликвидацию конфликта при разрешении спора и сохранение, если не дружественных, то, по крайней мере, нейтральных отношений с партнерами. Часто для бизнеса это не менее значимая задача, нежели разрешение самого конфликта. При этом, задача, не разрешимая ни судебным разбирательством, ни третейским. Помниться, Крестный отец в одноименном романе Марио Пьюзо говорил, что каждая из сторон должна что-то получить от соглашения и в этом его успех. Должен быть найден баланс интересов сторон.

Во-вторых, конфиденциальность процедуры. Раскрытие конфликта и его обстоятельств в суде часто не только нежелательно для сторон, но и недопустимо. Даже если возможно добиться конфиденциальности в третейском суде, принудительное исполнение его решения этого не гарантирует. Поэтому, например, разрешение спора о разделе супружеского имущества с участием публичных лиц, предпочтительно в медиативном, а не в судебном порядке.

И наконец, в ряде случаев медиативное разрешение конфликта позволяет добиться результатов, которые заведомо не могут быть достигнуты в судебном порядке. Наиболее яркий пример – споры о детях. Юристам известно, что родитель, не согласный с решением суда относительно участия в воспитании детей другого родителя, может существенно затруднить исполнимость такого решения. Наличие непогашенного конфликта, в любом случае, негативно сказывается на ребенке.

При разрешении такого конфликта путем медиации, стороны будут исходить из интересов самого ребенка. Заранее можно сказать, что будет зафиксировано решение, которое удовлетворит обе стороны конфликта, тогда как прогнозировать судебное решение весьма сложно. Кроме того, соглашение будет достигнуто добровольно, без принуждения, что является предпосылкой его добровольного и бесконфликтного исполнения.

Вот почему, на мой взгляд, медиация будет востребована и будет развиваться. Вот почему я, как и мои коллеги искренне благодарен тренерам Межрегионального союза медиаторов Ирине Решетняк и Михаилу Полякову, которые ввели нас в профессию. Думаю, адвокаты были не самыми «легкими» учениками, но нашим учителям хватило терпения и профессионализма, чтобы сделать обучение увлекательным и очень продуктивным. Ни один из участников тренинга не считает, что попусту потратил свое время. А ведь это адвокаты - люди, привыкшие ценить свое время превыше многого другого в жизни.

Медиация может проводиться:

1)    во внесудебном порядке - в случае, когда у спорящих сторон возникают затруднения в урегулировании спора, а намерения обращаться в суд у них нет;

2)    в досудебном порядке - в случаях, предусмотренных законом, или на основании внесенной в договор или в иное юридически обязательное соглашение, заключенное между участниками спора, медиативной оговорки о необходимости урегулирования разногласий путем применения процедуры медиации;

3)    в рамках судебного процесса - в случае, когда стороны имеют право на любой стадии судебного разбирательства прервать процесс и обратиться к процедуре медиации, а на суд возлагается обязанность предложить сторонам использовать процедуру медиации.

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Поиск

Форма входа

Наш опрос

Считаете вы себя счастливым?

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
АНО "СЛУЖБА МЕДИАЦИИ" г.ЛИПЕЦК